Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Акт творения», «банальщина» или «кусок дерьма»? Москвичи спорят о скульптуре Урса Фишера

Юлия Судакова18 августа 2021 17 930
2021-08-20T05:18:17.774623+00:00
«Акт творения», «банальщина» или «кусок дерьма»? Москвичи спорят о скульптуре Урса Фишера
В центре столицы установили скульптуру неопределенной формы. Называется это произведение современного искусства «Большая глина № 4», а придумал и воплотил его известный швейцарский художник Урс Фишер. Москвичи озадачены и высказывают свои версии, что им эта инсталляция напоминает.

Изваяние из алюминия огромно — целых 12 м в высоту, видно его издалека. Да и установили «Большую глину» на Болотной набережной — прямо перед фасадом ГЭС-2 (бывшей электростанции, в которой вот-вот откроется Дом культуры — не музей, настаивает администрация, а именно Дом культуры). Дополняют здание огромные синие трубы и березовая роща. В общем, новый объект уже не должен был никого удивить. Но удивил.

«Уродуют мою любимую Москву»

Алюминиевая скульптура представляет собой возложенные друг на друга огромные комья глины серебряного цвета. Пожалуй, и правильно, что цвет не натуральной глины, иначе сравнения ограничивались бы однозначным предметом, о котором не говорят за столом. Вот несколько комментариев (с сохранением авторских орфографии и пунктуации):


«Памятник себе воздвиг явно нерукотворный».

Светлана Ус

«А это точно копия комка глины? Кое-что другое напоминает».

Никифорова Наталья

«Был золотой век в искусстве, потом серебряный век, а этот как назвать».

Ольга Соловьева

«А вентилятора рядом не планируется?»

Милена Степаненко 

«Инсталляция называется “Путешествующий кусок дерьма”. За что уродуют мою любимую Москву?!»

Маргарита Шилова

Тут нужна ремарка. Дело в том, что обсуждаемое произведение успело попутешествовать — оно побывало и на Манхэттене (Нью-Йорк, США), и на площади Синьории во Флоренции (на той же площади — знаменитая галерея Уффици, скульптура Давида Микеланджело и другие ценнейшие в мире искусства объекты). Ни там, ни там «Большая глина» не задержалась. К слову, и в Москве она не навсегда, хотя сроки демонтажа пока неизвестны.

Фото: анатолий ноготочки/@A_Kapustin/twitter.com

«Незавершенность» — так могла бы называться скульптура. Для этого, кстати, есть и другие причины: сам Фишер рассказывает, как созданию экспоната предшествовали раздумья о том, что можно вылепить из глины. Художник мял материал до тех пор, пока его не озарило: шедевр-то уже готов!

«Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — объяснили ТАСС в фонде современного искусства V-A-C, которому и принадлежит комплекс ГЭС-2.

«Что характерно, статуя куска дерьма (символизирующая полную и тотальную завершенность) выглядела бы точно так же. А если незавершенность и завершенность выглядят одинаково, то не**р было и начинать!» — парирует пользователь соцсетей Кирилл Парфенов.

«Памятник единению в ненависти на страницах соцсетей»

По мнению журналиста, искусствоведа, архитектурного критика и партнера КБ «Стрелка» Григория Ревзина, «скульптура Фишера вообще-то банальна»: «это распространенный в искусстве последних 50 лет прием “спонтанной формы” — как, скажем, Фрэнк Гери (один из известнейших архитекторов современности, автор «Танцующего дома» в Праге, зданий Музея Гуггенхайма в Бильбао, концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Музея музыки в Сиэтле, Массачусетского технологического университета, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. — Прим. ред.) смял за обедом салфетку, присмотрелся к смятому, обмерил, увеличил и получил музей Гуггенхайма в Бильбао».

Но в случае со скульптурой «Большая глина» произошло интересное. Григорий Ревзин задается вопросом с точки зрения истории искусств: «Не стала ли ненависть граждан неотъемлемым свойством скульптуры как таковой, ее материей? Не лепится ли городская скульптура из нее как, скажем, из глины?»

«В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя все говно, которым в него кидаются. В замысле это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — считает архитектурный критик и колумнист.

А еще Григорий Ревзин говорит, что «приличный человек не должен слушать крики толпы, особенно ее ненависти, не говоря уж о том, чтобы присоединяться». Прочитать полностью его мнение можно здесь.

«Не каждый бронзовый ежик — это памятник на могиле ежика, не каждый гжельский котик с большими усами — это памятник товарищу Буденному».

Григорий Ревзин,архитектурный критик, колумнист

«Современное искусство — довольно ехидная штука. Это только в соцреализме изображение пыталось означать изображаемое. Блин, даже в ренессансном искусстве все было не так однозначно. Современное искусство не изображает, а актуализирует мысли у вас голове. Поэтому если вы видите в некоторой затейливой форме кусок говна, то знайте — говно у вас в голове, а на подиуме — алюминий, камень и свободная форма глины, которая потенциально может принять любую форму. Ну если так желаете говно — увидите говно. Я же вижу “Освобожденного раба”», — таково мнение художника Алексея Иорша.

«А со времен написания сказки “Новое платье короля” ничего не менялось))».

Nika Veronika 

«… А так, все бомжи города вас проклянут. 12 метров чистого металла, слиток, самородок, можно сказать».

Алексей Яников

«И тут мы должны вспомнить вздутый паркет в одной из галерей: когда его придавили листом дсп с гирями сверху, многие посетители спрашивали, где прочитать описание инсталляции».

Анатолий Котлинский 

А еще инсталляцию сравнивают с другими недавними спорными объектами искусства: памятником Есенину в Москве (висит в воздухе, опираясь на землю «ластами»), Михаилу Калашникову (с АК-47 в руках и архангелом Михаилом у подножия постамента), Аленке (установленный в честь героической девушки в Нововоронеже, памятник получился, мягко говоря, несимпатичным — его демонтировали после волны возмущения в соцсетях).

«Адам еще не готов»

Но есть и те, кто не имеет ничего против подобной композиции в подобном месте. Обычно это деятели искусства, взгляд которых отличается от мнения обывателей.

«Я не хочу сказать, что это какой-то незнамо какой шедевр. Но ничего особенно плохого в скульптуре нет. И именно перед входом в центр современного искусства ей и место. Шквал стенаний по этому поводу совершенно непонятен. Нет, это не рядом с ХХС, как пишут одни (до ХХС оттуда 10 минут идти). Нет, это не на государственные деньги, как пишут другие (Центр современного искусства — частный). Нет, Собянин тут ни при чем, он не отвечает за экспозицию центра. Нет, это не похоже на дерьмо (ну во всяком случае для тех, кто не привык мять руками дерьмо, оставляя на нем отпечаток папиллярных линий, — для остальных не знаю)», — рассуждает Ирина Стрельникова, основательница экскурсионного проекта «Совсем другой город».

Фото: Constantine/@CKonovalov/twitter.com

«А я вижу акт творения, процесс: Адам еще не готов. “Дуракам полработы не показывают”».

Любовь Мачина

«Искусство, но другой стиль. Когда на Кубе 28 лет назад я увидела картины, мне показалось, что это просто мазня. Сейчас смотрю, что у нас такие картины очень дорого продают. Много мы не понимаем и не видим, а художник так видит».

Elena Bermudez

Для тех, кто не под копирку

«Удручает вот что — люди же обычно любят думать, что они уникальные, но высказываются, как под копирку», — сокрушается Сергей Корнеев, основатель образовательного центра «Праздник науки».

Циан.Журнал обратился к искусствоведу Анастасии Курляндцевой, чтобы помочь читателям, привыкшим думать шире, но пока не понимающим, как они относятся к скульптуре «Большая глина № 4».

Издалека кажется, что скульптура является развитием модернистской традиции в искусстве — эдакий абстрактный экспрессионизм, то есть эмоция, выраженная в форме, объясняет эксперт.

Потом, приглядевшись, мы замечаем ее реалистические черты — тут же в памяти всплывают скульптурные объекты Класа Олденбурга, классика американского поп-арта, который работал с увеличенными копиями предметов быта. По всему миру можно найти его гигантские прищепки, яблочные огрызки, ложки, пилы, воланчики.

Однако, продолжает собеседница Циан.Журнала, Урс Фишер в качестве прототипа берет не предмет из повседневной жизни, а шматок глины. «А если вглядеться еще более внимательно, то можно заметить по всей поверхности отпечатки пальцев. И здесь в голову приходит очень простая и изящная метафора: а что, если это памятник творческому импульсу? Ведь глина — это то, с чего традиционно начиналась лепка скульптуры, первооснова будущего произведения».

В заключение Анастасия Курляндцева прогнозирует, что для посетителей ГЭС-2 — площадки современного искусства, которое всегда связано с экспериментом, находится в поисках себя и никогда не может быть однозначно оценено в моменте, — эта скульптура станет напоминанием о том, что у любого произведения искусства есть начало.

«И этим началом может быть и робкий мазок кистью, и кусочек неразмятой глины, и найденная случайная деревяшка, и снятый на камеру кадр — неважно, это творческий импульс, а что из него в итоге получится — это нам только предстоит узнать».

Повлияло ли мнение специалистов искусства на восприятие «Большой глины» нашими читателями? Делитесь своими мыслями в комментариях!

Фото в начале статьи: Vadim Radchenko/@Aeronaut_ru/twitter.com

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#благоустройство#архитектура#Россия#москва
городблагоустройствоархитектураРоссиямосква
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru